СОИБ. Анализ. Государственные информационные системы и информационные системы критически важных объектов (UPD)
13 июля ФСТЭК России опубликовал на
своем сайте Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
закон 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации"
Планируется придать 2 новых толчка
обеспечению ИБ (в дополнение к активно развивающейся защите персональных данных
и платежных систем):
·
Защита информации в государственных
информационных системах (ГИС)
·
Защита информации в информационных системах
критически важных объектов (ИСКВО)
1.
В направлении защиты ГИС добавляются следующие
требования к необходимым мероприятиям:
·
анализ уязвимостей и угроз (типа аудита ИБ)
·
разработка и реализация системы защиты
информации (типа проектирования СЗИ)
·
оценка соответствия системы защиты информации (типа аттестации)
·
применение средств защиты информации прошедших
процедуру оценку соответствия (типа сертификации)
·
назначение ответственных за ЗИ
·
разработка политики обеспечения ЗИ
·
анализ и реагирование на инциденты ИБ
·
резервирование
·
контроль выполнения требований
Требования должны выполняться на всех
стадиях создания и эксплуатации систем. То есть владельцы уже действующих
систем обязаны будут выполнять мероприятия.
Детализацию требований устанавливает
ФСТЭК Р и ФСБ Р. (Частично требования для защиты информации в ГИС уже есть - см. ниже., но можно ожидать дополнительных
документов)
Защита информации в ГИС детализируется
также следующими нормативными актами:
·
Указ Президента Российской Федерации от 17 марта
2008 года N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской
Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей
международного информационного обмена»
(подключение ГИС к сети интернет через шлюзы, сертификация, оценка соответствия СрЗИ)
·
Постановление Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных
государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным
сетям”
(защита от НСД, от DDoS, обеспечение непрерывности, оценка
соответствия СрЗИ)
·
Приказ Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю
от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении Требований о защите
информации, содержащейся в информационных системах общего пользования"
·
Приказ ФСТЭК России от 6 декабря 2011 г. N
638 “Об утверждении Требования к
системам обнаружения вторжений”
(ГИС – СОВ 4 класса защиты)
·
Приказ Минкомсвязи от 25 августа 2009 г. N 104
"Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости
функционирования и безопасности информационных систем общего пользования"
(Межсетевые экраны, ИБП, резервирование и т.п. по аналогии с
двойственным приказом ФСБ/ФСТЭК 416/489)
·
Приказ Минкомсвязи "Об утверждении
Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных
органов исполнительной власти, учитывающих, в том числе необходимость обработки
посредством данных систем служебной информации ограниченного
распространения"
Проблема 1. Непонятно, легитимны ли
требования по ЗИ из 2-х приказов Минкомсвязи? Так как в 149-ФЗ утверждено, что
требования к ЗИ в ГИС устанавливают ФСБ Р и ФСТЭК Р.
Часть требований по ЗИ в ГИС устанавливается
так-же в постановлениях правительства РФ, касающихся данного типа ГИС. Например,
система территориального планирования. В требованиях к которой напрямую
говорится о сертификатах СрЗИ.
2.
В направлении защиты ИСКВО предъявляются только
следующие требования:
·
защита от НСД
·
защита и резервирование технических средств
·
реагирование на инциденты
·
обеспечение непрерывности ИСКВО
Требования должны выполняться на всех стадиях создания и эксплуатации систем. То есть владельцы уже действующих систем обязаны будут выполнять мероприятия.
Порядок классификации устанавливает Правительство РФ. (этот документ будем ждать)
Порядок классификации устанавливает Правительство РФ. (этот документ будем ждать)
Детализацию требований устанавливает
ФСТЭК Р и ФСБ Р. (уже есть серия документов ФСТЭК от 18 мая 2007 года по КСИИ: базовая
модель угроз, методика определения актуальных угроз и общие требования по
обеспечению ИБ в КСИИ. Но они не опубликованы. Так что можно ожидать нового
комплекта документов)
Проблема
2. В федеральном законе нет определения критически важного объекта.
Да, определение есть в документе Совета безопасности, но какую он имеет силу. А
определения информационной системы критически важного объекта нет ни в нем ни в
149-ФЗ. А вопрос важный. К каким из сотни информационных систем на объекте
относятся данные требования?
Заметка по этой теме у Лукацкого.
Комментарии