Общее. Учеба в УЦ по ИБ
Блогерские войны – занятие,
которым можно заниматься бесконечно и получать удовольствие. Поэтому подолью
немного масла в огонь бушующий вокруг учебы на курсах по ИБ.
В блогосфере некопилось
некоторое количество статей с критикой курсов УЦ Информзащита, в том числе
Артем Агеев написал статью с очень внятной критикой преподавателя курса ЭБ06:
Система противодействия незаконным методам конкурентной разведки: “слушать тихую и монотонную речь
компетентного специалиста но бездарного докладчика было тяжело …диалога с
аудиторией совсем не было. Практических занятий, обсуждений, видеороликов или
ещё чего-нибудь, способного хоть как то разнообразить учебный процесс, тоже не
было. Было только монотонное чтение текста с перекурами и перерывами на обед”
На это последовал эмоциональный ответ УЦ Информзащита:
“Бывает так, что конкретный преподаватель не нравится конкретному
слушателю. Вы, наверное, удивитесь, но это
- нормально… преподаватели тоже имеют много что рассказать про
слушателей, которые приходят и с порога объявляют о том, что они все знают, но
не могут ответить ни на один вопрос.
Не все наши преподаватели – шоумены. Если вы хотите зрелищ, то
потратьте деньги на билеты в цирк. Если
вы за знаниями, то милости просим к нам. В конце концов, выбирайте, что важнее
для вас: чтобы вас держали в напряжении
на протяжении двух дней, но потом вы не могли вспомнить, о чем же шла
речь? Или все-таки информация, получив которую, как часто бывает, люди прямо с
урока начинают звонить на работу и давать указания по изменению чего-то то там?
И еще немного: преподавание – очень тяжкий труд. Людей, которые знают,
умеют, да еще могут об этом рассказать (не один раз за кружкой пива, а три
недели подряд каждый день разным людям) – очень мало. В тех случаях, когда вы сознательно пришли
учиться – черпайте знания, а не требуйте лабораторных работ по силовому
задержанию выявленных агентов конкурентов.”
Не так! Именно от преподавателя зависит, насколько
хорошо будет усваиваться материал слушателями. Не будет интерактива – внимание
будет падать, слушателям будет все сложней бороться со сном. Если ещё и содержание
курса подкачало, трудно себя мотивировать.
Лучшие преподаватели и
рассказывают интересно и с аудиторией общаются и за рамки курса могут шагнуть (в
удобное для них время и в удобном формате)
Да, бывают ситуации, когда
слушателю курсов не очень важно содержание и форма подачи курса:
·
Когда главная задача получить сертификат об
обучении / повышении квалификации
·
Когда обучение необходимо для получения
сертификата специалиста / партнерского статуса, а сертификационный экзамен
сугубо теоретический
·
Когда для слушателя обучение – повод отдохнуть
от работы, получить несколько дней отпуска
·
Когда слушатель новичок в определенной теме ИБ и
хочет получить базовые теоретические знания
·
Когда на обучение едет статусное лицо –
например, заместитель генерального директора, которому это обучение даром не
сдалось, но надо привезти материалы для пятерых молодых бойцов, которых
отправлять на обучение ещё не положено
К сожалению, таких слушателей
большинство и им подойдут любые преподаватели и любая форма подачи материала и
этим Учебные центры слегка избалованы.
Но есть другие ситуации, когда
необходимы знания с практическим уклоном:
·
Вам необходимо в короткие сроки внедрять
определенные технические решения по ИБ или проект по ИБ.
При этом вам читает курс чистый теоретик, который никогда в жизни не
видел эти решения в живую, не внедрял их в боевых условиях и вы понимаете что
вам рассказывают про внедрение сферического коня в вакууме и близко нет ничего
похожего на вашу ситуацию.
·
Вам необходимо в короткие сроки разработать или
внедрить определенные документы в области ИБ.
Курс вам читает преподаватель, который уже как 10 лет не занимался практической
деятельностью, рассказывает чистую теорию, приводит примеры документов 10-ти
летней давности и то не своей разработки. На все вопросы отвечает “ну вы можете
и так и эдак и подругому”
·
Вам необходимо в ближайшее время запустить
определенные процессы поИБ в компании, в том числе наладить взаимодействие
определенных подразделений и распределить между ними ответственность.
При этом курс читает преподаватель, который документы то сам
разрабатывал, а вот внедрением этих документов 10 лет как не занимался. Кому
поручить контроль? Кому администрирование? Кому работу с жалобами? Кому
собирать согласия? Кому вести учет СЗИ. Тут вы понимаете что остались с этими
вопросами один на один.
·
Вы уже недавно внедряли, применяли определенные
СЗИ, разрабатывали документы, при этом
насобирали кучу проблем и с ними пришли на обучение в надежде их решить.
Вы то проблем насобирали, а преподаватель вам рассказывает слово в слово
по учебнику, шаг влево, шаг вправо и плывет, берет паузу пару дней на ответ и
пропадает.
Хочу дать несколько советов для
слушателей второго типа, которым от преподавателя нужны практические знания:
·
Заранее узнайте в УЦ ФИО преподавателя,
запросите его опыт работы, контакты
·
Уточните что в курсе, необходимый вам кусок
будет достаточно подробно раскрыт (не планируется экспресс рассмотрение его за
15 минут)
·
Уточните какие и в какой форме вам будут
передаваться учебные материалы
·
Уточните в каком объеме и какие планируются
практические занятия?
·
Свяжитесь с преподавателем, предупредите что у
вас планируются такие-то вопросы, есть такие-то проблемы и спросите, сможете ли
получить на них ответы в рамках обучения. Возможно слушателей будет немного и
он сможет немного подстроится под вашу тему.
Артем видимо не воспользовался
этими простыми правилами, за что и поплатился.
PS: из моего опыта
·
Cisco CCNA рассказывал теоретик, но у Cisco хорошие
лабы и материалы для самообучения
·
Check Point CCSE рассказывал теоретик, но были хорошие лабы, выдавался софт,
на основе которого удалось уже за рамками обучения быстро развернуть
аналогичную лабу и провести все необходимые практики
·
Stonesoft Admin/Architect –
рассказывали преподаватели – по совместительству разработчики решения и
работники службы техподдержки. Отличный практический опыт, но и у них были
проблемы например с дизайном решений (потому что дизайном они не занимались)
·
Аудит по СТО БР – курс только запустили,
пригласили рассказывать эспертов, практиков в части аудита. отлично
·
Если я понимал что на нормальные курсы (к производителю)
поехать не удается, а местные – бездарны, выбирал вариант самообучение по
онлайн-материалам. Так получалось быстрее и эффективнее. Например, по McAfee
·
Иногда вместо типовых обучений удавалось
договариваться с дистрибьютором/производителем на спец.обучение – просто говорили,
какие темы нам интересны и нам рассказывали только эти темы. Так например было по С-терра, Аладдин, Imperva и
многим другим вендорам
Комментарии
А ответ от УЦ "Информзащита" - это просто отписка, равноценная: "Не хотите, не учитесь у нас - нам всё равно". Да, найти адекватного хорошего преподавателя - достаточно сложно. Но это как раз обязанность учебного центра. В любом случае - необходимо прислушиваться к мнению своих клиентов, какими бы они ни были. В противном случае - это просто не профессиональный подход к делу, которым УЦ занимаются.
То есть заражать клиентов это в порядке вещей?:)
Неужели сложно поставить какое-нибудь решение от горячо любимых вендоров?
А про пароли одын одын одын?
Мы на курсы домохозяек пришли?
УЦ должен быть пронизан духом ИБ, быть примеров в этом. А когда я вижу пароль из ТОП 100, у меня просто случается культурный шок. Сразу мысли про сапожника без сапог :)
Никто в группе не был осведомлен о возможности прохождения такого экзамена (возможность его пройти тогда дали только мне), да и сам курс не был ориентирован на его сдачу...