СЗПДн. Анализ. Сколько раз нужно посчитать сотрудников?
Продолжаем цикл не новых, но ещё
актуальных проблем – сколько раз и как нужно учесть сотрудников, участвующих в
обработке ПДн?
Давайте посмотрим как это нужно
делать в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с ПП 221:
“б) утверждают актом руководителя
государственного или муниципального органа следующие документы:
перечень должностей служащих
государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных
данных либо осуществление доступа к
персональным данным;”
Акт – это
скорее всего приказ. Определяем сотрудников,
работающих с ПДн, формируем перечень их должностей – скорее всего делать нужно
будет 1 раз, далее он будет меняться редко, скорее при изменении орг. структуры.
Непонятно почему осуществление
доступа отделили от обработки ПДн? В соответствии с 152-ФЗ доступ – это один из
видов обработки ПДн, а точнее один из видов передачи ПДн.
Давайте посмотрим, что по этому
поводу в ПП 1119:
“13. Для
обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в
информационных системах необходимо выполнение следующих требований:
в) утверждение руководителем оператора
документа, определяющего перечень лиц,
доступ которых к персональным
данным, обрабатываемым в информационной
системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей”
Тут уже сложнее. Во-первых, нужен
уже не перечень должностей, а перечень лиц. То есть учитывать придется
конкретных сотрудников. Причем имеющих доступ в конкретную ИС. То есть, получаем
что нужно вести нужно несколько перечней, и все они будут регулярно меняться. И
все нужно утверждать руководителем организации.
И опять же вопрос, почему
учитываем только имеющих доступ, а не осуществляющих обработку?
Давайте теперь заглянем в ПП 687:
“13.
Обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств
автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных
можно было определить места хранения персональных данных (материальных
носителей) и установить перечень лиц,
осуществляющих обработку
персональных данных либо имеющих к
ним доступ.”
Опять перечень конкретных сотрудников,
причем с указанием категорий ПДн.
Посмотрим, есть ли какие-то
уточнения в приказе ФСБ России №378:
“5. В
соответствии с пунктом 13 Требований к защите персональных данных при их
обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N1119
(далее - Требования к защите персональных данных), для обеспечения 4 уровня
защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах
необходимо выполнение следующих требований:
в)
утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц,
доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе,
необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей; …
8. Для
выполнения требования, указанного в подпункте "в" пункта 5 настоящего
документа, необходимо:
а)
разработать и утвердить документ,
определяющий перечень лиц, доступ которых к персональным данным,
обрабатываемым в информационной системе, необходим
для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;
б) поддерживать в актуальном состоянии
документ, определяющий перечень лиц,
доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе,
необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей.”
Опять перечень сотрудников. На
всякий случай уточняется что его нужно поддерживать в актуальном состоянии.
Теперь предположим, что у нас в
качестве мер защиты используются СКЗИ, обеспечения удаленный доступ к ИСПДн с
ноутбуков и мобильных устройств или если персональные межсетевые экраны с
функциями VPN клиентов используются для организации выделенной защищенной
подсети. Исходя из своего опыта могу сказать, что количество пользователей СКЗИ
составляет 20% - 100% от количества пользователей ИСПДн. Придется ли считать их
ещё раз?
Приказ ФСБ России №378:
“5. В
соответствии с пунктом 13 Требований к защите персональных данных при их
обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N1119
(далее - Требования к защите персональных данных), для обеспечения 4 уровня
защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах
необходимо выполнение следующих требований:
а)
организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена
информационная система, препятствующего возможности неконтролируемого
проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в
эти помещения; …
6. Для
выполнения требования, указанного в подпункте "а" пункта 5 настоящего
документа, необходимо обеспечение режима, препятствующего возможности неконтролируемого
проникновения или пребывания в помещениях, где размещены используемые СКЗИ,
хранятся СКЗИ и (или) носители ключевой, аутентифицирующей и парольной
информации СКЗИ (далее - Помещения), лиц, не имеющих права доступа в Помещения,
которое достигается путем:
…в) утверждения перечня лиц, имеющих право доступа в Помещения.”
Приказ ФАПСИ (ФСБ России) №152:
“19. Физические лица допускаются к работе с СКЗИ
согласно перечню пользователей СКЗИ,
утверждаемому соответствующим обладателем конфиденциальной
информации. До такого утверждения техническая возможность использования СКЗИ
лицами, включенными в данный перечень, должна быть согласована с лицензиатом
ФАПСИ.
Лицензиаты
ФАПСИ в рамках, согласованных с обладателями конфиденциальной информации
полномочий по доступу к конфиденциальной информации имеют право утверждать
такой перечень в отношении подчиненных им должностных лиц.”
То есть нужно утверждать перечень
пользователей СКЗИ, а также перечни доступа в Помещения.
Подведем итог: при обработке ПДн
нам нужно подготовить и утвердить руководителем организации 5 перечней разного содержания,
связанного с лицами, обрабатывающими ПДн. А эти перечни будут регулярно
меняться в связи с увольнением и приемом на работу новых сотрудников или
кадровыми перемещениями внутри организации.
Можно ли и нужно ли совмещать это
все в одном перечне, включающем в себя перечень лиц, должности, ИСПДн,
категории ПДн, СКЗИ, помещения или все-таки вести отдельные перечни? Неплохим
вариантом мне представляется учет всех этих данных в каком-то одном месте (системе, БД) из которой
автоматически может генерироваться несколько подходящих нам перечней и
передаваться на утверждение.
А как вы ведете учет лиц?
А как вы ведете учет лиц?
Комментарии
У нас только 1 перечень, в котором объединены: должности, фио, кабинеты, типы ПДн, типы обработки. При недавней проверке РКН его оказалось достаточно.
По СКЗИ, конечно, отдельный перечень.
Еще есть подход, при котором ведут не перечень а журнал, но на практике не сталкивался.