СЗПДн. Культура эксплуатации ИСПДн и СЗПДн
Регулярно сталкиваюсь с
ситуацией, когда в организации проведены работы по организации обработки и
защиты ПДн, создании СЗПДн в соответствии с требованиями законодательства, но
через некоторое время система защиты теряет эффективность, разработанные
документы не выполняются, появляются несоответствия требованиям.
Иногда это связано с отношением
организаций к проектам compliance (соответствия требованиям законодательства)
как к разовым, которые можно выполнять раз в три года и в промежутках забывать
о них. Иногда у организации создается впечатление что требования невозможно
выполнить и выполнять постоянно, поэтому основной акцент делается на подготовку
к проверкам регуляторов – compliance на время проверки.
По-моему мнению, требования
законодательства в сфере обработки и защиты ПДн несложные, их можно выполнить и
обеспечить их выполнение постоянно. Даже если относится к процессам управления
безопасностью ПДн как к циклическим "Планирование-реализация-проверка-совершенствование" (PDCA) - нужно сокращать
время цикла - проверку и совершенствование делать раз в полгода. Но ещё более
эффективным будет понимание, что большинство требуемых мер нужно выполнять
постоянно, поэтому они должны относится к процессам эксплуатации ИС и СЗПДн.
Для того чтобы выполнять
требования постоянно во время эксплуатации ИС и СЗПДн в организации должна создаваться
определенная культура, в соответствии которой действуют все ответственные лица
организации (перечень основных действующих ролей я уже приводил в одной из предыдущих статей).
В идеале мы должны разработать правила, которые будут требовать от
ответственных лиц выполнять действия сразу же после наступления определенных
событий. К этому можно стремится, но на промежуточном этапе можно зафиксировать
некоторые небольшие промежутки времени, по истечении который проверять - не
упустили ли мы какое-то событие и не должны ли принять определенные меры.
Подготовил таблицу, содержащую
роли лиц, задействованных в мероприятиях по обработке или защите ПДн, мероприятия,
которые требуются законодательством, среднестатистическую частоту мероприятий в
год для взятой для примера организации (100 пользователей ИСПДн, обрабатывают
данные более 1000 субъектов ПДн) и рекомендованную регулярность выполнения
мероприятий на промежуточном этапе. Возможно кому-то будет полезной: можно ознакомится по ссылке.
Наиболее часто встречаемые и
интересные мероприятия выбрал в отдельную табличку по размеру слайда презентации.
Также рекомендую посмотреть
статьи на связанные с данной темы: перечень ролей, задействованных в выполнении требований, количество перечней сотрудников, расчет трудозатрат
для организации обработки обеспечения безопасности ПДн и распределение ролей по ИБ в
банке
Комментарии
Я предложил еженедельно проверять не произошли ли изменения. Это как напоминание в планировщике событий.
Если изменений не было - ничего не делаем.
По поводу цифр:
1) мы рассматривали оператора со 100 сотрудниками, обрабатывающими ПДн. Это достаточно большой оператор. Если у вас меньшее количество - можно уменьшать периодичность.
2) для расчетов я делал предположение что сотрудники в среднем раз в 3 года меняют место работы/отдел. далее - уже математика и статистика 100*1/3 сопоставимо с 52 неделями в году