СОИБ. Анализ. Уведомление регуляторов о компьютерных инцидентах
На 20-22 сентября выставке
InfoSecurity Russia 2016 Дмитрий Николаевич Шевцов из ФСТЭК России рассказал о
планируемых изменениях в 149-ФЗ в части информирования ФСТЭК России и ФСБ России о
компьютерных инцидентах.
У меня сразу же возникли вопросы:
как, кого и о чем необходимо будет информировать. Обязательно или добровольно? К
сожалению, во время доклада никаких подробностей по этой теме не прозвучало. Давайте
проведем самостоятельный анализ и попробуем определить, как оно может быть.
Текст законопроекта, о котором
говорил Дмитрий Шевцов доступен по ссылке. Он уже прошел общественные
обсуждения и антикоррупционную экспертизу. Процитирую его в части касающейся
информирования:
"5.2. Операторы
государственных информационных систем, а также иных информационных систем, в
которых на основании договоров или иных законных основаниях обрабатывается
информация, обладателями которой являются государственные органы или
государственные корпорации, информируют федеральный орган исполнительной
власти в области обеспечения безопасности и федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области противодействия иностранным техническим
разведкам и технической защиты информации, о
событиях безопасности, в результате которых нарушено или прекращено
функционирование информационной
системы и (или) нарушена
безопасность обрабатываемой в
информационной системе информации (компьютерных инцидентах).»."
Что-то подобное мы уже слышали
раньше в рамках концепции ГосСОПКА, не хватало только федерального закона,
обязывающего сообщать об инцидентах.
Итак, давайте подумаем, как
именно будет производится информирование (автоматически с СЗИ или вручную) и по
каким каналам связи (телефон, почта, web портал, ГОССОПКА, отдельная система)?
В документах по ГосСОПКА применяются
термин “компьютерная атака” которую надо обнаружить, предупредить,
ликвидировать последствия, собирать и анализировать; и “компьютерный инцидент”,
по которому необходимо установить причины и которым необходимо обмениваться.
Вполне логично что “компьютерная атака” это то что автоматически обнаруживают
сенсоры ГосСОПКА и автоматически пересылают в Центры ГосСОПКА. А “компьютерный
инцидент” это то, что должно регистрировать вручную и пересылаться вручную же.
К сожалению, о документе, который
“в) определяет порядок обмена информацией между федеральными органами
исполнительной власти о компьютерных инцидентах, связанных с функционированием
информационных ресурсов Российской Федерации;” пока ничего не известно. А он
мог бы пролить свет на то, как это будет.
Давайте посмотрим на самое
близкое что уже используют наши регуляторы:
ФСТЭК России мог бы использовать
уже существующий web портал БДУ и к имеющимся формам
сообщения об уязвимости и угрозе, добавить ещё форму сообщения о компьютерном
инциденте. Единственное чего не хватает –
возможности использования электронной подписи (про шутников и поддельные
сообщения не надо забывать)
В части ФСБ России вполне можно
взглянуть на актуальное в рамках борьбы с терроризмом информирование об
инцидентах транспортной безопасности:
Приказ Минтранса №56: “3. Информирование об угрозах совершения и о совершении актов
незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и
транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками
посредством имеющихся средств связи органов Федеральной службы безопасности
Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации или их
уполномоченных структурных подразделений, Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта и ее территориальных органов осуществляется по месту фактического
нахождения объектов транспортной инфраструктуры..
4. Субъекты
транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах
совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов,
указанных в пункте 2 настоящего Порядка, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют
электронные и/или факсимильные
средства связи.
9. При представлении
информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства
на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в
государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам
электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица,
заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку …”
Ну и более-менее свежий пример
конкретных контактов из публичного документа:
Как мы видим – основные каналы сбора
информации об инцидентах у ФСБ России сейчас это телефон и email.
Ещё можно посмотреть на ЦБ
которые в рамках FINCERT собирают информацию об инцидентах на email fincert@cbr.ru в форме
указанной в регламенте.
Какой-либо электронной подписи не предусмотрено. Упоминается такой вариант
защиты как шифрование архива под пароль и передача пароля по альтернативному
каналу. Не очень похоже на лучшие практики. Зато в регламенте fincert можно
посмотреть содержание информации об инцидентах, которую могут попросить
регуляторы.
PS: Отправил запросы в ФСТЭК и ФСБ, посмотрим что подскажут ...
PS: Отправил запросы в ФСТЭК и ФСБ, посмотрим что подскажут ...
Комментарии
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 861 г. Москва "Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса"
А там
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса
...
7. Угроза технического воздействия - несанкционированные действия техническими способами в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов (включая дистанционное) объекта в целях вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации, использование которой может облегчить организацию несанкционированных действий в отношении объекта.
https://rg.ru/2013/10/03/tek-reyderstvo-site-dok.html
"5. Информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса (далее - информация об угрозе) направляется должностным лицом субъекта топливно-энергетического комплекса (далее - должностное лицо) посредством имеющихся в его распоряжении средств связи в уполномоченные государственные органы, расположенные по фактическому местонахождению такого объекта."
Жаль что без конкретики по каким контактам
Но в приложении к ПП 861 есть формы с описанием АНВ