СОИБ. Анализ. Вопросы для защиты клиент-банка (клиентской части ДБО)
По информации Лаборатории Касперского в третьем квартале 2016 г. был зарегистрирован существенный рост
количество атак и инцидентов, связанных с несанкционированным переводом
денежных средств и платежами.
Из результата анализа географии
атак видно, что в России таким атакам подвергся наибольший процент пользователей.
К сожалению, нефинансовыми
организациями непростительно мало внимания уделяется вопросам защиты клиентской
части ДБО. Надеетесь, что банки вас защитят? По текущей практике далеко не
всегда это им удается. А недавно вышедший стандарт о реагировании на инциденты ИБ при осуществлении платежей поможет банку разве что аргументировано доказать,
что инцидент произошел по вашей вине, что вы не выполнили требуемые меры и т.п.
Кстати из обзора ЦБ о несанкционированных переводах денежных средств в 2015 также можно сделать вывод о том,
что большинство несанкционированных платежей выявлялись всё-таки не банками, а
клиентами.
В одной из предыдущих статей я
уже выкладывал обзорную презентацию по защите клиентской части ДБО. В этот раз
продолжаю тему с перечнем вопросов, которые я обычно задаю в рамках
консультаций по защите клиентов ДБО. Если вы также интересуетесь защитой ДБО,
возможно эти эти вопросы будут вам полезны как отправная точка в повышении
защиты вашего ДБО:
1.
Перечень территориально удаленных объектов, с
которых ведется работа с ДБО
2.
Количество пользователей работающих с ДБО
3.
Количество помещений, в которых ведется работа с
ДБО
4.
Перечень различных типов технических средств, с
которых ведется работа с ДБО (АРМ, ноутбук, сервер)
5.
Перечень различных ОС (с указанием точной
версии), с которых ведется работа с ДБО
6.
Перечень используемого клиентского ПО и/или
браузеров для работы с ДБО
7.
Используемые технологии усиленной аутентификации
(по каждому банку, либо учесть все варианты - закрытый/открытый ключ,
одноразовые пароли по СМС, одноразовые пароли на скретч карте, одноразовые
пароли с использованием мобильных приложений, биометрия). Если применяются
мобильные устройства (SMS или приложение для аутентификации) - личные или
служебные?
8.
Используемые при работе с ДБО ключевые носители
(реестр, HDD, usb flash, usb токен, смарт-карта)
9.
Места хранения ключевых носителей в течении
рабочего дня (на столе, в техническом средстве, у пользователя, в запираемом
шкафу, в сейфе)
10.
Места хранения ключевых носителей в нерабочее
время (на столе, в техническом средстве, у пользователя, в запираемом шкафу, в
сейфе)
11.
Выполняется ли на технических средствах,
работающих с ДБО, другая деятельность сотрудников (работа с сетью Интернет,
работа с электронной почтой, подготовка документов, др.)?
12.
Кем формируются долговременные пароли для работы
с ДБО?
13.
Используются ли траст-скрины при работе с ДБО?
14.
Используется ли ролевая модель работы с ДБО?
(формирующий платежи, подписывающий платежи, контроллер)
15.
Какие подразделения работают с ДБО? Кто
принимает решение о проведении платежа? Имеется ли формализованная процедура
подготовки, согласования и проведения платежей? Возможны ли исключения,
например платеж по устному телефонному сообщению от руководителя, по сообщению
в whatsup, по указанию, полученному по электронной почте?
16.
Каналы по которым реквизиты и сумма платежа
поступает на техническое средство, работающее с ДБО: на бумаге, файловое
хранилище, флешка, электронная почта?
17.
Используемые дополнительные сервисы
безопасности, предоставляемые банками (лимиты, перечни доверенных получателей,
оперативное информирование о платежах). Интересуют сервисы, которые
используются в обязательном порядке по всем ДБО. 1 из 5 - не показатель.
При информировании о платежах - на электронный адрес/телефон каких сотрудников
(должность) заказывается информирование
18.
Средства защиты информации, на всех технических
средствах, работающих с ДБО:
·
средство антивирусной защиты
·
персональный межсетевой экран
·
средство защиты от НСД
·
другие персональные средства защиты информации
19.
Имеющиеся документы, регламентирующие работу или
защиту ДБО, в том числе правила для пользователей, администраторов, правила
ограничения доступа в помещения и т.п.
20.
Требования по защите информации, предъявляемые к
клиенту из всех договоров и соглашений с банками
21.
Инциденты при работе с ДБО, с которыми
приходилось сталкиваться
PS: коллеги, если я что-то упустил,
дополняйте
Комментарии