СКЗИ. НПА. Ещё больше вопросов по применению криптографии
В рамках предыдущей статьи мы
определили, что в обеспечении безопасности информации ограниченного доступа с
использованием СКЗИ участвуют как минимум 2 лица: ОКЗИ лицензиата ФСБ России и
обладатель информации (если он не лицензиат).
При этом ОКЗИ организует и
контролирует работы с СКЗИ (но может и реализовывать), а обладатели информации
выполняют указания ОКЗИ по всем вопросам организации и обеспечения безопасности
информации с использованием СКЗИ. То есть, имеем коллективные усилия и
ответственность в эксплуатации СКЗИ.
Естественно, что, когда 2 лица
задействованы в одном процессе, хорошо бы распределить их зоны и
регламентировать взаимодействие. Для этого и применяется инструкция ФАПСИ №152.
В некотором приближении все мероприятия в Инструкции можно разделить на 3 блока:
·
внутренние требования к ОКЗИ (требования,
которые лицензиат должен выполнить на своей стороне – помещения, персонал, свои
документы)
·
требования, к мерам, которые ОКЗИ должны принять
совместно с обладателем КИ на объектах обладателя КИ
·
требования к пользователям СКЗИ
Рекомендую всем ознакомится с
Инструкцией и составить свое мнение. Но нам всё-таки показались недостаточно
четко расписанными взаимоотношения ОКЗИ и обладателя информации, в связи с чем
были написаны вопросы в ФСБ, отправлены по частям, получены ответы, которыми я
и хочу поделиться далее. Скорее всего будут полезны для ОКЗИ, но и обладателям
информации будет не лишним ознакомится.
Вопросы к ФСБ, ответы, комментарии:
1. Одно из проблемных мест – зачастую
Лицензиату приходится продавать СКЗИ заказчикам у которых нет ОКЗИ, откуда
можно сделать вывод, что СКЗИ у них будет эксплуатироваться с нарушениями. Не
является ли такая продажа СКЗИ нарушением? Должен ли продавец спрашивать у
заказчика подтверждение наличия ОКЗИ до момента продажи СКЗИ? Может
ли ФСБ при лицензионном контроле наказать за такие продажи?
Вопрос к ФСБ: В случае, если организация не
обладающая лицензией ФСБ России (далее - Покупатель) обращается за
приобретением средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) к
организации обладающей лицензию ФСБ России (далее - Продавец), должен ли
Продавец проверять, имеется ли у Покупателя договор на услуги Органа
криптографической защиты информации (далее - ОКЗИ) от какого-либо
лицензиата ФСБ России?
Возможна ли продажа СКЗИ Продавцом
Покупателю, если у Покупателя отсутствует договор на ОКЗИ?
Ответ от ФСБ: Необходимость проверки
продавцом наличия у покупателя СКЗИ договора на услуги ОКЗИ нормативными
правовыми актами не предусмотрена. Соответственно, продажа СКЗИ покупателю, не
имеющему ОКЗИ возможна.
2. Ещё одна из проблем, с которой мы
часто сталкивались – изначально ОКЗИ обслуживает только одно СКЗИ, следует ли
из этого автоматически что ОКЗИ отвечает за все СКЗИ у Заказчика? В приказе
ФАПСИ 152 недостаточно четко описан этот момент – создается впечатление что как
только Лицензиат назначает ОКЗИ для заказчика, ОКЗИ автоматом
отвечаем за всё и все СКЗИ. Что не очень логично
Вопрос к ФСБ: В случае если у Покупателя
используются различные СКЗИ, например, КриптоПро CSP, АПКШ Континент и
Покупатель дополнительно приобретает СКЗИ VipNet HW 1000, может ли ОКЗИ лицензиата
ФСБ России обслуживать только часть СКЗИ Покупателя, например только защищенную
сеть VipNet и не контролировать иные СКЗИ?
Как следствие, может ли у Покупателя быть
одновременно несколько ОКЗИ для разных СКЗИ?
Ответ от ФСБ: Количество ОКЗИ для
организации не регламентировано. У покупателя может быть несколько ОКЗИ для
разных СКЗИ.
3. Много раз мы сталкивались с
ситуацией, когда изначально были подготовлены корректные документы по ОКЗИ,
вся необходимая информация учтена в журналах, пломбы, хранилища, помещения –
всё как положено. Но через месяц
у заказчика все поменялось, часть документов стали неактуальны, часть мер
перестали выполняться. Но каждый день выходить к Заказчику и контролировать
чтобы он чего-то не поменял, ОКЗИ не может (либо это обойдется слишком дорого).
Лучше раз в квартал, а то и раз в год. Из приказа ФАПСИ 152 непонятно, возможна
ли периодическая работа ОКЗИ. Периодичность в приказе нигде не упоминается.
Вопрос к ФСБ: Приказом ФАПСИ №152 требуется
контроль соблюдения правил эксплуатации СКЗИ со стороны ОКЗИ. В связи с
тем, что представители ОКЗИ не могут постоянно находится на
территории Заказчика и не могут контролировать пользователей Заказчика и
актуальность документации непрерывно, допускается ли проведение такого контроля
с определенной периодичностью, например, раз в неделю, месяц, квартал, год?
Ответ от ФСБ: Периодичность контроля
соблюдения Заказчиком правил эксплуатации СКЗИ может устанавливаться ОКЗИ самостоятельно.
4. Опять же частая ситуация – в
организации происходят отклонения от выполнения требований. Владелец информации
ограниченного доступа самостоятельно нарушения не устраняет. В приказе ФАПСИ
написано, что ОКЗИ также несет ответственность за эксплуатацию СКЗИ в
соответствии с требованиями. Какие меры может принимать ОКЗИ в данном
случае.
Вопрос к ФСБ России: Какие действия
необходимо применять ОКЗИ в случае выявления у Заказчика нарушений
правил эксплуатации СКЗИ? Какие действия необходимо принимать в случае если
Заказчик не устраняет (отказывается устранять) выявленные нарушения?
Ответ от ФСБ: В случае нарушения
пользователем правил эксплуатации СКЗИ следуем руководствоваться разделом 5
Инструкции ФАПСИ, в соответствии с которым ОКЗИ осуществляет
разработку и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий
выявленных нарушений и несет ответственность за принятие зависящих от него мер.
Приведенному ответу соответствует,
например, следующая стратегия – ОКЗИ проводит периодический контроль, в случае
выявления нарушений сообщает заказчику любым способом; если нет реакции пишет
официальное письмо заказчику о необходимости устранения нарушений и ответа в
определенный срок; в случае отсутствия ответа ОКЗИ пишет в ФСБ о том, что СКЗИ
обрабатываются с нарушением и нет возможности обеспечить безопасность
информации.
5. Ещё одна проблема, которая нас
беспокоила – на сколько Лицензиат рискует, заключая договора на услуги ОКЗИ?
Кто будет виноват если в рамках проверки ФСБ России будет обнаружено нарушение
эксплуатации СКЗИ?
Вопрос в ФСБ России: В случае проведения
государственного контроля организации со стороны ФСБ России и
выявлении нарушений в правил эксплуатации СКЗИ, кто несет ответственность за
данные нарушения: Заказчик или ОКЗИ Исполнителя?
Ответ от ФСБ: Ответственность за
нарушения правил эксплуатации СКЗИ определяется, исходя из роли и полномочий
Лицензиатов ФСБ России и ОКЗИ в соответствии с рассматриваемой
Инструкцией, а также договором, заключенным между заинтересованными сторонами в
защите информации (Лицензиат ФСБ России, ОКЗИ, Заказчик) сторонами.
В случае, если подлежащая защите
информация содержит персональные данные, то ответственность за нарушения правил
эксплуатации СКЗИ несет оператор персональных данных (Заказчик).
ИТОГО учитывая все предыдущие пункты: помимо
Инструкции необходимо ещё ориентироваться на договор между ОКЗИ и заказчиком, в
котором должна быть прописана ответственность и обязанности каждой из сторон, в
том числе периодичность контроля ОКЗИ, перечень работ, которые ОКЗИ выполняет
самостоятельно, перечень мероприятий, и объем информации которые предоставляем
обладатель информации, регулярность с которой он информирует ОКЗИ об изменениях
и т.п.
PS: Кстати, кроме Инструкции, много
вопросов вызывают также и обязанность по выполнению требований формуляра и
эксплуатационной документации на СКЗИ.
Комментарии
Илья.
А пользователям - требовать от производителя приложений.