КИИ. Требования ФСТЭК к системам ОБ КИИ
На официальном портале размещен
проект приказа ФСТЭК России “Об утверждении Требований к созданию систем
безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры
Российской Федерации и обеспечению их функционирования”.
Документ получился в новом для
ФСТЭК России формате (речь не о “дружелюбном” оформлении для домохозяек, а про
содержание), поэтому интересное было изучить его подробнее. Скорее всего он
будет принят без существенных изменений (хотя некоторые вопросы по тексту
есть…) поэтому делюсь с вами майнд-картами по наиболее значимым требованиям. Красным
выделил новые требования, ранее не встречавшиеся в документах по защите ПДн,
ГИС, АСУ ТП.
Не считая общих положений
документ содержит 4 группы требований к системе безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (СБ):
Про Требования к силам
обеспечения безопасности объекта критической информационной инфраструктуры (ОБ
КИИ) можно отметить требования к образованию лиц ответственных за ОБ КИИ, в том
числе переподготовку раз в 5 лет – такое раньше было только для лицензиатов.
Про недопустимость назначения на ответственного за ОБ КИИ функций, не связанных
с ИБ хорошая новость. И требования к повышению осведомленности пользователей –
тоже весьма актуально.
Про требования к средствам ОБ КИИ
– к ним отнесли только СЗИ. Правда функции защиты от НСД встроенные о
операционную систему и прикладное ПО тоже причислили к СЗИ. Из нового – это возможность
оценки в соответствия в форме отличной от сертификации, но в этот раз
ограниченное количество вариантов: испытания или приемка в соответствии с
программой и методикой испытаний (я кстати писал об этом варианте ранее).
Спорный момент про то, должны ли
производители предоставлять обновления безопасности бесплатно или в рамках
платной техподдержки решился в сторону последнего.
Про требования к документам по ОБ
КИИ – тут весь раздел можно отнести к новинкам. В Требованиях от ФСТЭК раньше
таких подробных требований к документам ИБ мы не видели. Требования в общем то
все здравые, избыточного не заметил. Я бы наоборот добавил ещё нужных
документов.
Про требования к организации
работ по ОБ КИИ. Если под организацией работ понимать управление ИБ, то
получается классический цикл деминга PDCA. Из интересного – это ежегодный контроль состояния
безопасности, по сравнению с 3х летним по ПДн, ГИС.
Ну и напоследок несколько замечаний и вопросов
к проекту приказа:
·
Не смотря на название документа, в нем очень
мало про “создание” систем. Какие этапы? Что на каком этапе делаем? Например, нужно
ли проектирование? Применяется ли ГОСТ на создание АС в защищенном исполнении?
·
Предложения по совершенствованию документов СБ
упоминаются отдельно, хотя входят в предложения по совершенствованию функционирования
СБ
·
Не совсем понятно, что такое уровень
безопасности объектов КИИ, как его определить и повышать?
·
Не совсем понятно, зачем в 17 пункте приведены
некоторые типы СЗИ. Это СЗИ которые обязательно должны быть или просто примеры
возможных вариантов?
·
Пятый раздел с требованиями к организации работ
ОБ КИИ представляется наименее проработанным. В нем фактически нет требований,
которые обязывали бы иметь какие-либо свидетельства. Детализация низка…. На
этапе контроля осуществляется контроль. На этапе совершенствования –
совершенствование. Как потом проверить,
было оно или нет?
·
Нет требований, зависящих от категории
значимости объекта КИИ. Хотя логичнее было бы возложение дополнительных
требований на наиболее значимые объекты КИИ.
Комментарии
Это что? Необходимость проведения контроля СЗИ на НДВ?
И если это так, то как можно не проводя сертификации СЗИ как СЗИ, провести контроль на НДВ?
Либо в следующем приказе ФСТЭК с требованиями к мерам защиты будет уточняться что для систем такой то категории необходим контроль НДВ. Пока не будет в явном виде написано про контроль НДВ, не делаем...
С другой стороны, ни разу не видел, что бы в документации на СЗИ явно указывалось что-то типа -"...имеется возможность неконтролируемого управления, обновления и скрытой передачи информации производителю и/или иным лицам..."
"Производитель имеет возможность удаленного доступа для оперативного решения проблем"
"Производитель устанавливает обновления ПО"
У некоторых производителей АСУ ТП так устроена политика лицензирования, что ПО постоянно передает вендору информацию и пользователь не может ограничить этот трафик, иначе система не проходит проверку на лицензионность и отключает функции управления.
Интересно, что в другом - 31 приказе фстэк говорится что Приемочные испытания могут быть заменены Аттестацией. Они получает проводят знак равенства между этими понятиями. Хотя на мой взгляд аттестация это несколько более широкое понятие.
ФСТЭК в данном случае ограничил возможные варианты оценки соответствия СЗИ для КИИ (откинули совсем не уместные).