КИИ. Системы “распределенные” по нескольким участникам
Есть объекты КИИ (ИС, АСУ или
ИТС) для которых пользователи, оператор или владелец – это разные организации. Такие
объекты в рамках данной статьи буду называть Распределенными системами. Разнообразны
варианты Распределённых систем, давайте посмотрим на примеры некоторых из них:
·
ЕГИСЗ: владелец - Минзрав РФ, основной оператор –
Минздрав РФ, но привлекаются также иные организации, пользователи – медицинские
организации
·
Региональные МИС: владельцы и операторы региональных
сегментов – региональные Минздравы, МИАЦ, ЦИТ, комитеты по информатизации или
иные операторы, пользователи – медицинские организации
·
Госзакупки: владелец – Федеральное казначейство,
пользователи – гос. органы и учреждение, в том числе сферы здравоохранения (для
закупки лекарственных средств)
·
ДБО: владелец – банк, пользователи – клиенты
банка
·
Диспетчерские системы, например в сфере энергетики:
владелец – РДУ; пользователи – энергетические компании
·
Какое-то облачное приложение: владелец и
пользователь – организация 1, оператор облачного серверов / оператор приложения
– организация 2
Так вот, оказалось, что для Распределенных
систем нельзя установить простые правила: кто должен включать такие системы в Перечень
объектов КИИ? кто должен проводить категорирование? кто моделировать угрозы и
создавать систему безопасности?
ФСТЭК попытались решить просто,
но даже в рамках одного мероприятия SOC Forum, получилось что на докладе по практике категорирования КИИ говорят
одно, а на диалоге с Регулятором вынуждены отвечать прямо противоположное. На
встрече с блогерами говорили одно, а после рассмотрения частных примеров
получается прямо противоположное.
Раз простые правила не подходят,
давайте попробуем сформулировать хотя бы подходы к сложным правилам. Но для
начала разберемся почему вообще возникла идея что для пользователей или операторов
Распределенных систем возникают какие-то обязанности в части категорирования и
обеспечения безопасности объектов КИИ? Смотрим на определение субъекта КИИ из 2
статьи 187-ФЗ и пункта 2 ПП РФ №127:
И на правильную трактовку “законного
основания” и видим, что сюда попадают как пользователи как и операторы.
Такой подход позволяет ФСТЭК обеспечить,
что в реестр значимых объектов КИИ попадут все нужные объекты, даже если их
владельцы или операторы не попадают в сферу КИИ. С другой стороны, пользовали
могут вообще ничего не знать о Распределенной системе, для них она может быть
черным ящиком. При рассмотрении многих конкретных примеров, оказывается что системы пользователей не надо включать в Перечень.
А теперь рекомендованный подход:
1. Вы являетесь субъектом КИИ, в вашей организации выявлен Критический процесс
из сферы КИИ, Распределенная система обрабатывает информацию такого процесса, а
вы не являетесь владельцем Распределенной системы
2.
Распределенная система выполнены ВСЕ следующие
условия:
·
в вашем ведении отсутствуют серверные компоненты
в случае если на вашей
стороне достаточно сложный сегмент, владелец или оператор системы не всегда
смогут оценить возможный ущерб, поэтому оценка с вашей стороны может быть
полезной
·
для работы вашей организации не используется эта
Распределенная система (например данные предоставляются для отчетности
вышестоящей организации) или вы самостоятельно не определяете для чего используется
Распределенная система (то, что вы делаете в системе строго регламентировано
инструкциями, порядками и другими НПА)
если вы самостоятельно
придумали как вы будете использовать данную систему, то кроме вас никто не
сможет правильно оценить возможный ущерб от инцидента с данной системой
·
ваша организация не единственный пользователь
Распределенной системы
если вы единственный
пользователь системы - то скорее всего кроме вас никто не сможет правильно
оценить возможный ущерб от инцидента с данной системой
·
вы точно знаете, что владелец ИС – занимается
деятельности в сферах КИИ, а соответственно является субъектом КИИ
если владелец и
оператор не являются субъектами КИИ, они не будут проводить категорирование
объектов КИИ и соответственно данная ИС, возможно значимый объект КИИ, будет
упущена и останется не защищенной
3.
Тогда можно не включать эту Распределённую
систему в Перечень объектов КИИ
иначе
3.
В рабочем порядке спросить otd25 ФСТЭК России, стоит ли включать
данную систему в ваш Перечень объектов КИИ указав все подробности
4.
Если Распределенная система не была включена в
ваш перечень объектов КИИ, значит у неё гарантировано есть иной владелец, и он
проводит категорирование данной системы. Вы можете ждать от него требований по
обеспечению безопасности или самостоятельно запросить была ли отнесена данная
система к значимым объектам КИИ и предъявляются ли какие то требования к вам
как к пользователю.
В дальнейшем, на сколько мне известно, проблема с "Распределенными" системами будет прорабатываться более детально и в новой версии ПП 127 можно ожидать каких-то уточнений по этой части
Комментарии