ПДн. Уточнены правила государственного контроля за обработкой ПДн
13 февраля 2019 г. постановлением правительства РФ № 146
утверждены “Правила организации и осуществления государственного контроля и
надзора за обработкой персональных данных”.
Сравниваем с действующим административным
регламентом функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за
соблюдением обработки персональных данных требованиям законодательства
Российской Федерации в области персональных данных от 14.11.2011 № 312
Основные изменения:
·
Явно исключили контроль за выполнением
организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн
·
Соответственно убрали возможность Роскомнадзора
привлекать к государственному контролю внешних экспертов (по обеспечению
безопасности)
·
Обычная периодичность проведения плановых
проверок осталась такой же – не чаще чем раз в 3 года. Но добавили 4
исключения, когда периодичность проведения плановых проверок может составлять 2 года: оператор ГИС, специальные
категории ПДн и биометрия, трансграничная передача, поручение на обработку от
иностранных лиц и компаний.
·
Новые основания для проведения внеплановых
проверок:
o
обращения граждан при условии предоставления
подтверждающих материалов
o
если в результате контролю без взаимодействия с
оператором выявлены нарушения
·
Кроме планового и внепланового контроля
определены ещё 2 типа мероприятия по контролю:
o
контроль без взаимодействия с оператором
o
профилактика нарушений
·
Протоколы об административном нарушении можно
составлять в том числе по результатам “контроля без взаимодействия с
оператором”
·
На предоставление документов в рамках
документарной проверки дается теперь не 10, а всего 5 рабочих дней; на предоставление пояснений всего 3 дня. При несоблюдении сроков,
документарная проверка переходит в выездную проверку.
·
Теперь можно понять, как будут развиваться
события в случае, если оператор не собирается устранять нарушения или полностью
бездействует:
o
Проводится удаленный контроль без участия
оператора
o
Выдается предписание устранить нарушение в 10
дневной срок и сообщить в РКН (+ протокол по КОАП 13.11)
o
Назначается внеплановая выездная проверка
o
В случае бездействия оператора = воспрепятствование
проведению проверки - привлекаются правоохранительные органы (+ протокол по КОАП 19.4.1)
o
Предписание устранить нарушение в срок
установленный Роскомнадзором (+ протокол по КОАП 19.5)
o
Предписание о приостановлении деятельности по
обработке ПДн
o
Меры предусмотренные 152-ФЗ по прекращению
обработки ПДн с нарушениями (внесение в Реестр нарушителей + блокирование
доступа к сайту)
Выводы: стоит ожидать больше внеплановых проверок, больше случаев,
когда оператор “не успел” предоставить информацию или устранить нарушение и
больше случаев приостановления обработки ПДн и внесения в реестр нарушителей.
PS: Также подробный анализ изменений у Михаила Емельянникова
Комментарии